Не раз в последнее время приходится выслушивать, пояснять, и даже спорить о технологии подключения светодиодов применительно к скутеру. Почему-то значительная часть людей в первую очередь интересуется напряжением, на которое рассчитан светодиод и забывают о том, что все-таки это диод, через который протекает ток как и через обычный выпрямительный диод. А вы попробуйте подключить обычный выпрямительный диод к аккумулятору – он просто взорвется (если будет маленькая мощность) или разогреется и сгорит. Поэтому все диоды включаются в цепь только последовательно с нагрузкой в качестве которой может быть установлен резистор.
Главная цель почти всех страждущих – правильно подобрать резистор, через который в дальнейшем будет подключен светодиод.
Как сделать это быстрее всего и с наилучшим результатом? Попробую систематизировать имеющийся опыт, дабы в дальнейшем отправлять всех за информацией сюда.
Методика - чрезвычайно проста и 100% эффективна.
Для начала необходимо выяснить номинальный ток потребления искомого светодиода. Токи у светодиодов малой яркости (до десятков или сотен мКд) около 10мА, у светодиодов яркостью 1-8Кд рабочий ток около 20мА, для более ярких белых 10..15Кд около 30мА и т.п. но еще у любых диодов есть такой параметр как падение напряжения. В зависимости от цвета светодиода падение напряжения отличается - примерно от 2в у красных до 3,5в у синих и белых.
Напряжение на АКБ может быть 12...14в и лучше рассчитывать с запасом примерно на 14в, чтобы не сжечь светодиоды.
Вычитаем из напряжения на АКБ падение напряжения на светодиоде и делим это на рабочий ток.
(14-2в)/10мА=1-1,2Ком (для красных до десятков или сотен мКд) (14-2,5в)/20мА=470-580ом (для синих яркостью 1-8Кд)
(14-3в)/30мА=330-380ом (для ярких белых 10..15Кд)
ВСЕ, цель достигнута - мы получили искомое сопротивление! Осталось только установить светодиод на требуемое место через резистор с нужным значением.
Но есть одно но… На скутерах используется постоянное напряжение не везде. Для работы габаритов, стоп сигнала и фары используется переменное напряжение, да и к тому же стабильность этого напряжения не очень велика, регулятор лишь ограничивает максимальное значение этого напряжения. Поэтому для работы светодиодов в качестве габаритов или стоп сигнала придется использовать драйвер, ну если вы не хотите постоянно менять сгоревшие светодиоды на новые.
Драйвер для светодиодов состоит из двух частей, это выпрямитель и стабилизатор.
Выпрямитель это та часть, которая делает из переменного напряжения постоянное. Для изготовления выпрямителя потребуется диодный мостик или четыре диода и конденсатор.
Для диодного моста подойдут любые выпрямительные диоды с прямым допустимым током 1-5А (в зависимости от количества подключаемых светодиодов к схеме) и напряжением не меньше 200в. А конденсатор 1000 мФ и напряжение не меньше 25 в., лучше больше.
Диодный мост имеет вход и выход. Выводы, которые обозначены АС или ~, используют для подключения переменного напряжения, а выводы + и -, это и будут полярные выходы, к которым и будем подключать конденсатор. Конденсаторы тоже полярные и имеют положительный и отрицательный выводы их нужно подключить к соответствующим выводам диодного моста, как показано на схеме.
Для того чтобы яркость светодиодов не менялась в зависимости от оборотов двигателя применяют стабилизаторы напряжения. Для этого я советую использовать интегральный стабилизатор на микросхеме LM317.
Вот схема включения габаритки и стоп сигнала.
Предполагается, что падение напряжения на светодиоде равно 2 вольта, яркость габаритов устанавливается резистором R2, затем яркость стоп-сигнала резистором R3.
Работает просто. Если продать напряжение на вход STOP, оно попадет через диод D1 на вход стабилизатора напряжения U1, выходное напряжение которого (определяемое резисторами R1 и R2+R3) будет равно 10В. Из расчета падения напряжения на одном светодиоде 2В, на цепочке из 4х светодиодов упадет 8В, т.о. на резисторе останется 2В, а ток в цепочке будет равен 20мА.
Если напряжение подается на вход TAIL (габариты), все происходит точно так же, но транзистор Q1 откроется и закоротит резистор R3, в результате чего напряжение на выходе стабилизатора упадет до 9В, а ток в цепочках до 10мА, соответственно, яркость фонаря станет примерно вдвое меньше, чем в режиме STOP.
Только подключать входы TAIL и STOP нужно через диодные мосты.
Это схема включения габаритки и стоп сигнала, а если вам нужно включить светодиоды с постоянной яркостью из схемы можно исключить R4, R5,Q1, D1, D2, а также заменить цепочку R2, R3, одним резистором на 1,3 кОм.
Вот собственно и все.
|